Преподаватели
Программа «Новые художественные стратегии»
теория искусства, философия
история российского искусства XX века
история зарубежного искусства XX века
теория искусства
современная философия
история видеоарта
течения в искусстве XX века
история феминизма
культурная логика современности
теория искусства
история феминизма
теория искусства
психоанализ в искусстве
политическая теория
кураторские практики
история активистского искусства
история выставок
история выставок
политическая теория

СТАС ШУРИПА

Художник, куратор, преподаватель и ректор ИСИ, участник группы «Агентство сингулярных исследований». Автор и преподаватель курса «История идей в искусстве второй половины ХХ века».


Автор сборника лекций «Действия и смысл в искусстве второй половины XX века. Труды ИПСИ. Том III». Член редакционного совета и автор публикаций в издании «Художественный журнал», также публиковался в журналах «Синий диван», «Диалог Искусств» и др.


В 2017, 2018 годах вошел в Российский инвестиционный художественный рейтинг 49ART, представляющий выдающихся современных художников в возрасте до 50 лет.

АЛЕКСАНДРА ОБУХОВА

Историк искусства, куратор, преподаватель ИСИ ИБ, куратор архивной коллекции Музея «Гараж». Являлась соучредителем и директором фонда «Художественные проекты», основала при фонде архив современного русского искусства. 


Автор и преподаватель курса «История современного российского искусства». Член экспертного совета премии Кандинского.

ИРИНА КУЛИК

Арт-критик, культуролог, кандидат наук, преподаватель ИСИ ИБ, автор многочисленных публикаций, посвященных современному искусству, литературе, кино и музыке.


Регулярно публикуется в журналах, онлайн-изданиях и академических сборниках. Автор и преподаватель курса «Основные течения в искусстве второй половины ХХ века» в ИСИ ИБ.


Автор ряда переводов, среди которых тексты Жана Бодрийара, Жиля Делеза, Мишеля Фуко, Юлии Кристевой, а также Тристана Тцара, Андре Бретона, Марселя Дюшана.

ЕЛЕНА ПЕТРОВСКАЯ

Кандидат филосовских наук, и.о. заведующего сектором эстетики Института философии РАН, доцент Российского государственного гуманитарного университета. Лауреат премии Андрея Белого 2011 года в номинации «Исследования» за книгу «Теория образа», главный редактор журнала «Синий диван».

ИЛЬЯ БУДРАЙТСКИС

Историк, социальный теоретик и художественный критик. Автор и преподаватель курса «Культурная логика современности» в ИСИ ИБ.


Автор книг «Диссиденты среди диссидентов» и «Мир, который построил Хантингтон и в котором живём все мы. Парадоксы консервативного поворота». Соавтор «Post-post-Soviet? Art, Politics and Society in Russia in the Turn of the Decade». Член редакции «Художественного журнала» и LeftEast.


Публиковался в E-flux, Radical Philosophy, WdWReview, Krytyka Polityczna, Colta.ru, «Сеансе», «Неприкосновенном запасе», «Гендерных исследованиях» др.

ВИКТОР АЛИМПИЕВ

Художник, участник Manifesta, Берлинской биеннале, Венецианской биеннале. Преподаватель авторского курса в ИСИ ИБ.


Работы находятся в собраниях Tate Modern (Великобритания), Центра Помпиду (Франция), Музея современного искусства M HKA (Бельгия).

ОЛЕГ АРОНСОН

Российский искусствовед, теоретик кино и телевидения, философ. Кандидат философских наук, старший научный сотрудник сектора эстетики Института философии РАН. Педагог и общественный деятель. 

МАРИЯ КАЛИНИНА

Независимый куратор и исследователь.


Преподаватель курса «Кураторские практики» в ИСИ ИБ.


Член редакционного совета «Художественного журнала», куратор площадки молодого искусства «СТАРТ» в Центре современного искусства «Винзавод»» (2012–2013).


Сооснователь международного фестиваля активистского искусства «МедиаУдар».

АНТОНИО ДЖЕУЗА

Независимый куратор, критик, один из ведущих экспертов в области искусства новых технологий в России, доктор философии (PhD), защитивший диссертацию по медиаарту в Лондонском университете.


Лауреат Всероссийского конкурса в области современного искусства «Инновация» за 2010 год в номинации «Теория, критика, искусствознание» за каталог в трех томах «История российского видеоарта».


Международный профессиональный опыт включает в себя работу на посту адъюнкт-куратора Tate Modern (Лондон) и лектора в Центре Помпиду, ЦДМ в Карлсруэ, университете La Bicocca (Милан), Fondazione Sandretto Re Rebaudengo (Турин), Центре современного искусства Futura (Прага) и др.

Избранные кураторские проекты:


  • Фестиваль цифрового искусства Art Digital (2004–2006, Москва, Центр современного искусства М'Арс).
  • Коммуналка (2007, Москва, Центральный дом художника).
  • История российского видеоарта, тт. 1–3 (2007, 2009, 2010, Московский музей современного искусства).
  • Ольга Тобрелутс. Новая мифология (2013, Московский музей современного искусства).
  • Lost in Translation («Трудности перевода». 2013, Венеция, Университет Ка Фоскари).

АНДРЕЙ ПАРШИКОВ

Куратор, историк искусства.


В 2007 году окончил отделение искусствоведения факультета истории искусства Российского государственного гуманитарного университета, Москва.


Работал ассистентом в XL-галерее. В 2007–2009 годах был приглашенным куратором фонда «Современный город», Москва. В 2010–2011 года был куратором галереи GMG, Москва. С 2013 года — арт-директор парка искусств «Музеон», Москва. Начальник научно-методического отдела Музейно-выставочного объединения (Москва).


Публиковался в журналах «Артхроника», Interview, «Художественном журнале», газете The Art Newspaper Russia.


Избранные кураторские проекты:


  • Кьяра Фумаи. С любовью от приносящего дурные вести (2014. Галерея «Виктория», Самара);
  • Underneath the Street, the Beach (совместно с Бенуа Антием и Мишель Фидлер. 2012, Fondazione Sandretto Re Rebaudengo, Турин, Италия);
  • Афган-Кузьминки (2011. Театр.Doc, Москва);
  • FQ-TEST (2010. Галерея GMG, Москва);
  • Сверхновая вещественность (2009. Московский музей современного искусства, Москва).

В 2017 году попробовал себя в роли художника, показав на выставке «Свежая кровь» объект сатанинско-эзотерического содержания. В 2018 году стал одним из со-кураторов грандиозного проекта «Генеральная репетиция», подготовленного совместными усилиями фонда V-A-C. Московского музея современного искусства и фонда KADIST (Париж).

ГЛЕБ НАПРЕЕНКО

Психоаналитик лакановской ориентации, искусствовед. Окончил отделение истории искусства исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, специализация — русское и советское искусство XX века. В 2017 году главный редактор журнала "Разногласия", автор (совместно с Александрой Новоженовой) книги "Эпизоды модернизма" (2018). Автор статей для "Художественного журнала", "Международного психоаналитического журнала", журналов "Артхроника", "Диалог искусств", "Искусство", разделов "искусство" и "общество" сайтов openspace.ru и colta.ru, сайта e-flux и других изданиях. Преподавал в ИПСИ, Институте "База", читал лекции в Школе дизайна ВШЭ, музее "Гараж", ММСИ и др. 

МАРИЯ КРАВЦОВА

Куратор, арт-критик, шеф-редактор сайта artguide.com и русской версии GARAGE Magazine. В 2002 году окончила факультет истории искусства Российского государственного гуманитарного университета. В 2008 году — участник образовательный программы Art plastique в La maison des cultures du monde (Париж). В 2010 прошла стажировку в музее MAC/VAL (Париж, Витри-сюр-Сен). 


С 2002 по 2009 год — сотрудник журнала «Артхроника». В 2003 году — обозреватель отдела культуры «Столичной вечерней газеты», в 2004–2006 годах — обозреватель журнала «Все ясно». В 2010–2011 годах — редактор отдела «Искусство» журнала L’Officiel. С 2011 года — шеф-редактор сайта artguide.com. С 2012 года — шеф-редактор русской версии GARAGE Magazine.


Автор многочисленных публикаций в изданиях «КоммерсантЪ», «Известия», «Московские новости», «Артхроника», Harper’s Bazaar, Esquire, ART+AUCTION (Россия), SNC, Artpress (Франция), ArtNews (США) и на портале OpenSpace.ru. 

АЛЕКСЕЙ МАСЛЯЕВ

Куратор, культуролог, заведующий сектором по научно-методической работе образовательного отдела Московского музея современного искусства (ММОМА).


Номинант Государственной премии в области современного искусства «Инновация» в номинациях «Кураторский проект» (выставка «Завтра воды не будет») и «Региональный проект» (выставка «История требует продолжения»); номинант премии Сергея Курехина в области современного искусства в номинации «Лучший кураторский проект» (выставка «Завтра воды не будет»).


Куратор выставок «junk» (ММОМА, Москва, 2010), «Поддерживающие действия» (Artplay, Москва, 2010), «Я всегда знал, что мы встретимся» (Arthouse Squat Forum, Москва, 2011), «Позволь мне быть частью нарратива» (галерея «Paperworks», Москва, 2012), «Завтра воды не будет» (ММОМА, Москва, 2013; УФ ГЦСИ, Екатеринбург, 2014), «История требует продолжения» (выставочный зал Союза художников Республики Дагестан, Махачкала, 2013), «Образы музея» (MMOMA, Москва, 2014−15), «В моем случае — ни в коем случае» (MMOMA, Москва, 2016), «Инстинкт сохранения» (галерея Fragment, Москва, 2017), «Облако, зацепившееся за гору» (MMOMA, Москва, 2017−2018).


В 2018 году стал куратором некоммерческой программы ярмарки Cosmoscow.

КЕТИ ЧУХРОВ

Российский философ, теоретик искусства, доктор философских наук, а также поэтесса и драматург. Доктор философских наук, кандидат филологических наук, драматург, автор работ по философии современного искусства, теории перформативности, советской философии марксизма и критике постгуманизма.

ИОСИФ БАКШТЕЙН

Советский и российский искусствовед, художественный критик, куратор и культуролог. Основатель Института проблем современного искусства. Постоянно входит в Топ-50 самых влиятельных лиц в российском искусстве по версии журнала «Артхроника».

ВЛАД СОФРОНОВ

Кандидат философских наук, независимый исследователь. 

АЛЛА МИТРОФАНОВА

Философ, культуролог и киберфеминистка.


Курировала первые проекты технологического искусства (на корабле Штюбниц, в галерее 21). Одна из создательниц киберфеминистского интернационала. Автор текстов о теории технологически опосредованной культуры в сборниках Медиафилософия СПбГУ, Медиаархеология под ред. Зигфрида Зелинского, Кельн, а также по феминистской философии в журналах n.paradoxa, Лондон, Гендерные исследования, Харьков.


Куратор философского кафе, читает спецкурсы по проблемам новой онтологии.

 ТАТЬЯНА ВОЛКОВА

Занималась кураторской деятельностью в музее «Царицыно», в Государственной Третьяковской Галерее, галерее «Рефлекс», галерее «Жир» и в Музее современного искусства «Гараж».


Входила в кураторскую команду крупных выставочных проектов, таких как: «Цеттинская биеннале современного искусства», Черногория, 2002; «Русский поп-арт», Третьяковская галерея на Крымском Валу, Москва, 2005, «Соц-арт: политическое искусство в России Специальный проект 2 Московской биеннале», и многие другие.


Татьяна курировала выставки русских художников, живущих в Нью-Йорке — ISCP (2004); персональные выставки молодых русских художников в галерее «Рефлекс» (2004—2009), выставку «Это конец» в рамках параллельной программы 3-ей московской биеннале.


Татьяна Волкова выпустила много публикаций на тему современного искусства в СМИ и выставочных изданиях.

КЭТИ ДИПУЭЛ

Профессор современного искусства, теории и критики в университете Мидлсекс (Middlesex University).


Основатель и главный редактор международного журнал по феминистскому искусству n.paradoxa: (1998-2017), редактор сайтов https://www.ktpress.co.uk и https://nparadoxa.com.


Автор книг «Feminist Art Activisms and Artivisms (Valiz, готовится к 2020 году), All-Woman Spaces in Europe in the long 1970s (в соавторстве с Агатой Якубовской, Liverpool University Press, 2018) и Теория гендера и антология искусства (в соавторстве с Милой Бредхиной, Росспен, 2005, на рус. яз.).

В разные годы занятия в Институте вели

Елена Петровская, Олег Аронсон, Михаил Рыклин, Кети Чухров, Кети Дипуэлл, Яра Бубнова, Елена Яичникова, Анна Арутюнова, Мария Чехонадских, Евгения Найман, Милена Орлова, Александра Данилова, Алексей Пензин, Андрей Ковалев, Андрей Ерофеев, ABC-group, АЕС+Ф, Валерий Айзенберг, Никита Алексеев, Виктор Алимпиев, Юрий Альберт, Татьяна Арзамасова, Сергей Братков, Фредрик Вретман, Дмитрий Гутов, Джереми Деллер, Екатерина Деготь, Лесли Джонсон, Вилли Доэрти, Владимир Дубосарский, Вадим Захаров,Питер Коглер, Олег Кулик, Елена Куприна, Юрий Лейдерман, Георгий Литичевский, Андрей Монастырский, Ирина Нахова, Владимир Овчаренко, Георгий Острецов, Павел Пепперштейн, группа ПРОВМЫЗА (Галина Мызникова, Сергей Проворов), Айдан Салахова, Евгений Святский, Елена Селина, «Синие носы», Ростан Тавасиев, Ольга Чернышова, Аристарх Чернышев, Иван Чуйков, Лиза Шмиц, Алексей Шульгин, Лилия Лифанова, Стефани Вушиц, Вольфганг Филь, Роланд Шёни